1 февраля с. г. в Центре Славянской Культуры и Письменности имени преподобных Кирилла и Мефодия состоялся долгожданный творческий вечер замечательной нашей певицы Лины Мкртчян. Маленький зал был полон, собрали все стулья из соседних помещений, плотно поставили к друг другу раскладные стульчики, а кому не хватило стульчиков, прижались к тёплым стенам, и всем было уютно, и никто никому не мешал, и никто ни с кем не спорил, и места не делили, хотя в билетах места не указывались.

   Вечер был удивительный. Слушали, затаив дыхание, а может быть, пели и плакали. Про себя, конечно, в сердце. Знаете, как уже давно привыкли в России: тихо, без слёз, смиренно, ни на что не рассчитывая и за всё благодаря. За что же? Да за то, что есть Тот, Кто слышит эти безмолвные стоны-пение, за это бесценное общение-молитву, дороже которой нет ничего на свете.

   А о чём молились? О том же, наверное, о чём и великая певица: о России, о русской душе, о терпеливом и многострадальном нашем народе, о жертвенности и любви, о покаянии и прощении. И ещё, наверное, о великой русской культуре, которую ценят сегодня где угодно, но не в России, не в Москве. Нет, конечно, ценят и у нас, но кто? Те, кто сами составляют сокровище, гордость нашей культуры и кому награды на небесах и в сердцах народных, но не здесь: отец Александр Шаргунов, отец Герман Подмошенский, иеромонах Савва Молчанов, Валентин Григорьевич Распутин, Алексей Алексеевич Сенин, профессор В. А. Воропаев, Виктор Александрович Саулкин… и целый зал других, чьи имена могут ничего не сказать нашему читателю, но которые представляют собой огромную ценность для России, потому что только эти непроданные ресурсы ещё России принадлежат – независимые личности, способные воспринимать высокую культуру, способные страдать и любить, а значит, творить.

   Слушали "Мёртвое море" из кантаты С. Прокофьева "Александр Невский", "Колыбельную" П. Чайковского, сл. А. Плещеева, "Русскую песню" А. Даргомыжского, сл. А. Кольцова, "Сборщик на колокол" А. Гречанинова, сл. М. Лермонтова…

  Аккомпанировал священник Валерий Буерин. Приятно, что в Москве есть православные священники с хорошим светским образованием и высокой музыкальной и вообще эстетической культурой. Наверное, их так мало, что, например, некому было помочь XII Международным Рождественским образовательным Чтениям с подготовкой концерта в день их открытия. В результате, как рассказывают, какая-то дама на сцене под "Отче наш" прыгала на партнёра. Это был как бы балет. К счастью, я этого не видела, но, кроме как "кощунством", эти прыжки никто назвать никак иначе не мог. Но о дурном говорить не хочется, когда хорошая музыка, прекрасный голос, отличное исполнение, "мобильники" не звонят, зрители не чавкают.

   А потом Лина Мкртчян отвечала на вопросы. И все вопросы и обсуждения были связаны с Россией, культурой, спрашивали о возможности существования в современной культуре школы высокого искусства, хорошего вокала. Поражает духовная ориентированность зрителей, высокая культура общения: ни одного вопроса некорректного, ни слова о гонорарах, ни слова о любовных увлечениях. А ведь у певицы богатая творческая жизнь, концерты в Германии, Швейцарии, Польше, Италии, Испании, Португалии, Голландии, Ватикане, США. Откуда такие зрители, такой репертуар сегодня, такое исполнение? Как будто и не пытались приучить Россию в течение 15 лет к сексуальным извращениям, насилию, к погоне за деньгами, будто и не насаждалась неприязнь к русской культуре, к традиционным ценностям, будто не воспитывалось хамство, бесстыдство, будто не было мерзостей, кривляний и непотребных передач на телевидении.

   Завершил вечер кобзарь В. Жданкин. Отлично прозвучали песни, всё больше грустные, горькие. Но почему-то мне было так радостно весь этот вечер.

И я пытаюсь понять, почему так хорошо, если всё это прекрасное останется только в наших сердцах, если у Лины нет возможности создать свою школу, нет своего зала, если хорошему исполнительскому искусству почти не находится места в современной культуре, если на телевидении нет хороших передач? Народ отмечает какую-то странную монополию на телевидении, отсутствие толерантности к православию, русофобские настроения, низменные наклонности. А, по моему мнению, было бы хорошо, если бы не так редко были и русские лица на экране, и русские исполнители, и русские ведущие. Тоже красивый и умный народ, тоже приятно видеть для разнообразия, да и по-русски тоже умеют говорить. Если уже говорят хуже, чем те, кого мы видим, то обучить нужно, чтобы говорили лучше, знали больше, и пусть будут на телевидении тоже - в целях осуществления многонациональной политики государства. А то толерантности не хватает, как нам кажется. И юмора никакого не получается. Сделали, например, животных, по моему мнению и мнению многих, чтобы они могли глупости и гадости говорить и оскорблять всех безнаказанно. Какая-то безобразная свинья с таким же безобразным кроликом издеваются, над нормальным населением, а выражают, похоже, беспредельную тупость своих создателей. А юмора нет.

   И всё-таки чему я радуюсь? А радуюсь я потому, что накануне фантастический фильм смотрела, такой жуткий, что после него на концерте Лины Мкртчян даже грустный репертуар кажется счастливым. В фантастической звериной стране, прямо на центральном телевидении, какое-то выжившее из ума животное-колобок и облезлое животное-сморчок рекламируют себя как самцов. Они откапали знания о том, сколько у них, простите, сперматозоидов бывает, и это, по их убеждению, очень поднимает их в глазах общества. Прошу прощения, в нашем человеческом обществе, конечно, всё это звучит очень неприлично, но там ведь животные, у них по-другому. Может быть, у этих двоих задание такое от их звериного руководства было, может быть, работа такая, разные ведь бывают профессии. А всё обставлено по технологиям религиозно-политического шоу, прямо как у людей. Такая вот звериная страна, в той стране на телевидении – только самцы и самки, вся официальная культура у них к тому только сводится, чтобы… Нам говорить стыдно, а у них даже оплачиваются только извращения, клевета и безобразный вид. Даже какой-то дьячок Корявый специально внедрён в духовную организацию, чтобы как бы от этой духовной организации помогать распространять ложь на телевидении и искуснее запутывать всех. Что с них взять? Дикие, вырождающиеся животные. Такая фантастическая страна. Там министры, за что отвечают, то и разваливают. Министру культуры, например, платят за то, чтобы он стёр культуру с лица земли, а министру образования за то, чтобы образования не было. Кажется, всё из-за того, что может возникнуть любовь и могут родиться хорошие детёныши, а таких в той стране не надо, там всё строго должно планироваться: плодиться в изобилии могут только определённые особи, а для нормальных ни площадей, ни воздуха не предусмотрено. Кошмарный фильм. Я даже смотреть дальше не стала, наверное, конец будет ужасный. Потому что страна эта погибнет, как только будут уничтожены нормальные. И эти "определённые" особи ведут весь свой мир к катастрофе, потому что не могут понять, что живут, пока есть те, другие, нормальные.

   Конечно, после таких фантастических ужасов из животной жизни высокая человеческая культура как-то особенно дорога… Как бы её сохранить?!..

"О РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ"

Алла Бородина

"Российский писатель" № 3(78), февраль 2004,
"
Русский вестник", № 6, 2004.

Hosted by uCoz