"ДУША ГРУСТИТ О НЕБЕСАХ..." Светлана Квашенникова http://www.troitsk-city.ttk.ru |
В эти святочные дни Дом ученых преподнес меломанам царский подарок: 14 января здесь состоялся творческий вечер изумительной певицы Лины Мкртчян (партия фортепиано - Евгений Талисман), организованный Домом ученых при содействии Раисы Львовны и о. Леонида Царевских. Особенно приятно, что в Троицк артистка привезла монопрограмму (или, по выражению самой Лины, «монографию»), посвященную творчеству великого русского композитора Г. В. Свиридова. В эту монографию вошли произведения из его вокальных поэм «Петербург» на стихи А. Блока и «Отчалившая Русь» на стихи С. Есенина - на стихи двух «величайших русских пророков», как назвала их певица. На одном дыхании, не прерываемая аплодисментами, пела Лина - пела сложнейшие в исполнительском и интонационном отношении вещи Свиридова. И как пела! Вот уж действительно, ее голос - дар Божий. Применительно к этой певице контральто - условное, чисто техническое обозначение тембра. На самом деле у Мкртчян огромный диапазон: от мощных глубоких низов до чистых сопрановых верхов, а еще - поразительное пиано, растворяющееся в воздухе. Но главное - это стремящаяся к небесам, страдающая душа, и эта чистая душа поет, когда голосу не хватает технического совершенства. Каждое произведение певица проживала на сцене так, как будто она стоит перед залом в последний раз. И пусть местами вокальная трактовка несколько расходилась с авторским текстом, но это не мешало - ведь когда настоящий артист «врастает» в исполняемое произведение, он невольно становится его соавтором. Особенно потрясла меня «Богоматерь в городе» на стихи Блока - в исполнении Лины я услышала ее словно впервые: неожиданно светлая надежда пробилась сквозь трагическую мощь этого шедевра Свиридова, и тихой радостью повеяло в душе. А после этого моноспектакля певица подарила публике еще несколько песен. Удивительно тонко и интонационно точно исполнила она песню Валерия Гаврилина «Простите меня» на стихи А. Володина. Апофеозом программы стала «Икона» («Вот он, Христос, в цепях и розах…») Свиридова на стихи Блока: хотя в оригинале это произведение для хора, солиста и органа, Лина Мкртчян спела его a capella, но и хор, и орган слышались в ее глубоком голосе. А потом Лина Владимировна говорила с публикой - о чем угодно, только не о себе. Говорила о России, о вере, о возрождении русского народа: ведь Лина Владимировна занимается и общественной деятельностью - в комитете «За нравственное возрождение Отечества», председателем которого является о. Александр (Шаргунов), настоятель Свято-Никольского храма в Пыжах, где много лет она поет в церковном хоре. На вопрос о вере певица сказала, что настоящая вера не может быть как-то отмерена. Она или есть, или нет. И если есть, то до конца, со всеми последствиями судьбы. Лина убеждена, что ни один артист, ни один музыкант не может сделать больше для нравственного возрождения России, чем мать, которая воспитывает детей в духе любви и служения Отечеству. И, конечно, много было сказано о русской культуре и музыке. Русская культура, по словам певицы, - глубина, мощь, свет, трагедия. И она зиждется прежде всего на церковной культуре. Что касается вокального искусства, то русское церковное пение основано на знаменном распеве, где каждый певец должен был иметь огромный диапазон (и она сама - яркий тому пример), чтобы хор звучал как один человек. Сейчас эти традиции поддерживает хор под управлением Анатолия Гринденко «Древнерусский распев». В концертной программе Лины Мкртчян - монографии поэтов: Пушкин, Есенин, М. Петровых… Или композиторов: Малер, Бах, Глинка, Свиридов… Очень любит певица немецкую музыку. Но не бельканто - итальянская музыка в ее репертуаре представлена в основном довердиевским периодом: она поет старинные духовные гимны - лауды. Когда мировая музыкальная культура потеряла Георгия Свиридова, а через год и Валерия Гаврилина, всех ценителей русской музыки постигло ощущение невосполнимой утраты, которое очень точно выразила певица: после их ухода русской музыки больше нет. Этих композиторов она особенно любит и поет везде, особенно там, где это «не принято» петь (например, в Прибалтике). О Гаврилине Лина говорит: он был гоголевским героем, маленьким Акакием Акакиевичем. Но его «Русская тетрадь» - беспримерное по масштабу проникновения в тайны русской души произведение, а цикл «Военные письма» - самое великое, что написано о войне. Вдова композитора подарила артистке цикл «Времена года», который она сейчас готовит, чтобы вынести на суд своих слушателей. Как будет замечательно, если эта премьера не пройдет мимо нас и мы вновь встретимся с этим удивительным явлением в русской духовной культуре - певицей Линой Мкртчян. |