"...УЖ ТАКАЯ ДОЛЯ МНЕ ВЫПАЛА..."

 

К дням православной культуры в Кургане

 

Наталья Бороденко

Писать о Лине трудно. Но не потому, что это глубокий человек со своим сложным миром впечатлений  и переживаний... Было бы несправедливо выносить поверхностное суждение о талантливом и творчески высокоодаренном человеке, не пытаясь вникнуть в духовный опыт русской поэзии, музыки и самой певицы. Духовный – в смысле познания истинного  Бога, обретения Его в своей душе через мучительные испытания крестного пути человека в этом мире.

Понять Лину, а вернее – рабу Божию Елену – это значит понять то, о чем и как она поет. Можно долго спорить и рассуждать о манере исполнения певицы, о красоте ее голоса, но совершенно очевидно  то, что Лина использует голос – Дар Божий – для того, чтобы образно раскрыть, донести до нас бесценный  духовный опыт, оставленный нам в русской поэзии, украшенный музыкой русских композиторов  и подтвержденный талантом и духом самой певицы.

Мы говорим о "Вечере русской поэзии в музыке  С.В. Рахманинова и Г.В. Свиридова", организованном  городской администрацией и прошедшем 20 марта  в г. Кургане в рамках Дней Православной культуры.  На Вечере Лина Владимировна исполнила романсы  С. Рахманинова на стихи русских поэтов и поэму Г. Свиридова на слова С. Есенина "Отчалившая  Русь". А накануне состоялась творческая встреча  певицы с музыкальной о6щественностью, интеллигенцией  и представителями городских средств массовой информации. Разговор шел о православной  культуре, ее истоках, проблемах, о ее значении и возрождении в наше сложное время. Не случайно, что встреча приняла форму искреннего монолога, глубину и направленность которого не могли сбить наши суетливо-поверхностные, уводящие от основного  разговора, вопросы. Лина говорила-рассуждала  о том, в чем же на самом деле состоит смысл нашей жизни... Говорила, одаривая нас нетленным жемчугом духовных знаний. Бесценный бисер – это люди, их страдания, лишения, потери, мученические  разумения, принятие своего креста и несение его ради обретения истинного Бога. Лина постепенно  и ненавязчиво открывала нам свой духовный опыт, приобретенный ею в дороге жизни и подтвержденный  творчеством...

"Задумайтесь, – рассуждает она, – почему дети и старики хорошо понимают друг друга, почему они так похожи в своей наивности, мечтательности, доброте,  обидчивости и ранимости?" И сама отвечаете "Потому что дети только что пришли в этот мир ОТТУДА, а старики готовятся вернуться ТУДА".

Тоска, плач об утраченном рае сопровождают человеческую  душу на протяжении всего ее скорбного земного пути. По Экклезиасту, жизнь без Бога – это извечная "суета сует и томление духа". Мы все пришли...  и все уйдем..., но куда и с чем?

Так о чем же, поет духовная православная певица  Лина Мкртчян? Не каждый из зрителей, пришедших  на встречу с Линой, понимал, почему программа  первого отделения ее вечера составлена именно в таком, а не ином порядке. И когда выстроились  одна за другой истории романсов Сергея Рахманинова, то до пронзительности стало ясно, что в коротких историях – порядок, смысл и, в конечном итоге, духовный подвиг Человека. Вдумаемся в слова романсов, которые исполняет, а вернее рассказывает Лина. Алексей Плещеев: "И у меня был край родной..., прекрасен он..., но то был сон..." Эти слова – эпиграф, введение в тему. Христианская душа – страдалица пришла в чужой ей мир, покинув свою родную небесную обитель. Все, что звучит после этого, открывает нам судьбу, путь человека на пути к Богу, со всеми его падениями, утратами, надеждой, новыми потерями и, наконец, обретением веры...

К радости, затаенному ожиданию света и счастья переходит, переливается интонация голоса Лины. Лина – просветленная душа, образ которой передают слова Г. Галиной: "Здесь хорошо..., здесь только Бог...". Это – итог неземного странствия человеческой  души, обретшей Бога, это то, к чему воспаряет  наш дух, как высшая ступень жизни человека.

В одном из своих интервью, в частности, латышскому  журналу "День отдыха" за 1996 год выпуск  Б, Лина Владимировна сказала: "Единственная  кровь, которой во мне нет ни грамма – русская. Но я абсолютно, совершенно всей своей судьбой и всем своим выбором, характером, мироощущением, всеми своими любовями, всеми недостатками и ошибками, потерями, откровениями – всем-всем, всей своей жизнью – совершенно русский человек".

Так что же объединяет Лину Мкртчян с русской  поэзией и русской музыкой и, в конечном итоге – с православной культурой, почему она считает себя русским человеком? Не потому ли, что как духовность  русской поэзии и музыки, так и духовный опыт рабы Божией Елены сопряжены в стяжании благодатных даров от Бога, в разумении, что "Дух – есть высшая ступень жизни души, где собраны ее лучшие качества, ее святые устремления и воля выполнять ее неземное назначение'' (из катехизических  поучений святых отцов).

А после концерта состоялся наш разговор с Линой Владимировной...

 

– Поэма Георгия Свиридова на слова Сергея  Есенина "Отчалившая Русь" вобрала в себя лучший опыт духовной православной культуры...  Как это сопряжено с Вашим мироощущением?

– Я пою музыку семи веков – от итальянских духовных песен XIII века – до того, что пишется сегодня, специально для меня... И ни одно из более чем 700 самых разнообразных, глубоких и величественных  произведений не могу сравнить с "Отчалившей  Русью". Это – вечность. Словно не Свиридов ее написал, а была она... всегда. И останется навеки. И Есенина такого, увы, Россия до сих пор не знала. Правда о нем – в гениальной свиридовской музыке. Я пою этот цикл (равно как и все циклы Свиридова) везде, по всей стране и за рубежом.

– Какие качества в передаче музыкантом сценического или литературного образа Вам более всего дороги? Что бы считаете профессионализмом?

– Более всего я тяготею к той музыке и к той поэзии, а которой выражена глубина человеческой души во всей ее божественной красоте. Всегда хотелось  петь о том, что напоминает человеку, что он создан по Образу и Подобию Божию.

Профессионализм для меня – умение передать свой духовный опыт, пользуясь всем богатством знаний и владения ремеслом. Профессионализм может  стать служением, если человек готов к самопожертвованию и, главное, к самоотречению. Это вечная  истина: чем меньше мы думаем о себе – тем больше успеваем отдать другим...

– Ваше служение на сцене – это своего рода миссионерство, о котором говорил Патриарх Алексий II в своем пасхальном послании. Какой смысл в это служение вкладываете Вы?

– Все, что я могу дать людям, это то, что я обрела в Православии, как певчая церковного хора и прихожанка одновременно. Храму, увы, я ничего не могу дать... Между тем как все от него получаю. И то, что мне удается сохранить из этого бесценного опыта, остается потом в музыке, а значит – возвращается  к людям... Вот в этом и есть смысл. Все ради того, чтобы вернуть людям то, что Господь вдохнул в меня...

И когда после моего Вечера кто-то впервые идет в храм, у меня появляются силы терпеть все и дальше. К счастью, милостью Божией, такие события  сотни раз происходили в моей жизни везде, по всей стране, где бы я ни пела. Ради этого я и живу.

– Вы много паломничаете по затаенным уголкам нашей Святой Руси. Есть ли примеры подлинного служения Господу в наши дни?

– Да. Вся моя жизнь – это встречи с людьми, сам факт существования которых – живое свидетельство  присутствия Бога на земле... Такие люди всегда излучают Свет и Любовь, даже когда молчат...  Я знаю таких людей в Белоруссии, на севере России, я видела их в монастырях и скитах, в разоренных  храмах и просто на улицах старых русских городов.

Именно таким человеком является величайший подвижник и молитвенник, духовник незабвенной Анастасии Ивановны Цветаевой – протоиерей Александр  Шаргунов, в храме которого спасаются сотни людей. Он – основатель и духовный отец движения "За нравственное возрождение Отечества", членом которого я удостоена чести быть. Мы собираем подписи  по всей стране с тем, чтобы добиваться в Думе принятия закона, запрещающего распространение порнографической литературы, отнимающей у разоренной,  оболганной и оплеванной всеми России целые поколения детей. В этом чудовищном преступлении  принимают участие с одной стороны западные "миссионеры", с другой – коммерческие структуры, которым покровительствуют правящие круги.

– В конце Вечера в Кургане Вы спели акапельно свиридовскую "Икону" А. Блока, которую  ранее пели только с хором. Что побудило Вас к этому? Почувствовали ли Вы тот трепет,  слезы и благодарность с которыми курганцы приняли Ваши молитвы, в том числе великопостную "Да исправится молитва моя"?

– Спасибо вам за упоминание "Иконы". Для меня это больше молитва, чем любой концерт Бортнянского (на собственно канонический текст). Бортнянский был замечательно одаренным человеком, но, увы, подражал итальянцам, теряя свое национальное,  корневое, т.е. самое ценное, "Икона" же для меня над всем – одна. Ничего равного ей нет. Кто слушал "Икону" А. Блока может понять и узнать обо мне многое: о чем, зачем, во имя чего была вся эта жизнь...

– Скажите, что значит в Вашей жизни Абалакский образ Божией Матери? Как Вы обрели  эту духовную связь?

– С этим образом я была связана промыслительно еще до того, как увидела его. В нашем храме святителя Николы в Пыжах главная святыня – икона Божией Матери Знамение с предстоящими святыми  очень близка Абалакскому образу. Наша Икона несколько раз мироточила... У нее мы служим молебны.

Когда я впервые увидела Абалакскую – сердце  мое дрогнуло. Было это в Мурманске у игумена Никодима в храме Благовещения Пресвятой Богородицы.  Я привезла всем друзьям и близким этот образ. Помню, купила столько, на сколько хватило денег... С тех пор я никогда не расставалась с этой иконой и Царица Небесная услышала и подарила мне чудо – привела меня к самому чудотворному образу в Петропавловском храме Куртамыша. За эту встречу я неустанно благодарю Приходской совет храма св. Александра Невского и отца Александра  из Куртамыша. Особенная благодарность за организацию моего Вечера – оргкомитету Дней Православной  культуры, лично Галине Михайловне Кулешовой, Надежде Сергеевне Слесаревой, Людмиле  Францевне Клейменовой и Сергею Сергеевичу  Потапову. Никогда не забуду их доброты и заботы,  их подлинного служения.

– Ваши пожелания читателям "Звонницы".

– Всем читателям я желаю Любви и Веры. Всепобеждающей  Любви и Веры... Берегите друг друга! Берегите все, что вам дорого! Берегите все святоотеческие ценности! Сберечь Православие – значит, сберечь наших детей, сберечь Родину! Спасибо всем за все! Храни вас Господь!

Беседу подготовила и провела Елена Кибирева, редактор "Звонницы"

Из читательской почты

"И голос пел..."

Музыка – это духовное завещание одного поколения  другому. Прочесть это завещание, к сожалению, дано не каждому. Те избранные, кто приносит нам радость, возможность услышать, понять, почувствовать будто льющиеся с небес мелодии, – воплощают в себе наше возвышенное  представление о духовном совершенстве человека.

Лина... Ее голос, чистый, могучий, величественный, голос, который может исходить только от человека, наделенного  божественным даром, обладающего умом и большим  сердцем – заворожил нас.

Лирически взволнованная, исполненная тонкой поэзии  мелодия взлетает ввысь, и хочется верить – "здесь хорошо". Певучесть, мирное, спокойное течение ее вдруг сменяется звуковой лавиной.

В голосе певицы воля, благородная величественность. И мы чувствуем высокую мудрость и мужество человеческой  души, души, наполненной любовью и страданием, радостью и светлой печалью. Пленительный голос умоляюще  взывает к нашим сердцам: "Будьте терпимы и добры,  и добрым станет мир для вас. Простите, и прощены будете!"

Лина Мкртчян... Церковная певчая и камерная певица...  Поющая для тех, кто еще не пришел в храм, но уже на пути к нему, для тех, кто хочет понять красоту мира, для тех, кто хочет очистить свою душу, для тех, кто стремится к нравственному возрождению.

Ее пение – это сложное единение сдержанности и эмоциональности, которое насыщает музыку живым содержанием.  Ее пение – как воспоминание о пережитом и думы о будущем, оно поддерживает в нас надежду, зарождает  веру, пробуждает человеческое достоинство.

Hosted by uCoz